Не дейді-ей
20.07.2025,
в 12:00
106
У Булата Окуджавы была такая песенка беспризорника:
«Цепочка золотая
На брюхе у него.
Куда спешишь ты мимо? Послушай, не греши,
Отдай цепь‑цепь‑цепочку, а после уж спеши…»
Важнейший документ экономической политики – Налоговый кодекс образца 2025 года подписан и вступит в действие с 1 января. Что можно сказать?
В целом, большой шаг вперёд и какое-никакое доказательство, что правительство может не только обсуждать, но и принимать серьёзные большие решения. Безусловно надо отметить мужество и профессионализм заместителя премьера и министра экономики Серика ЖУМАНГАРИНА. Менять и повышать налоги – неблагодарная задача, популярности на этом не заработаешь. Всем не нравится всё, и его перепалки с прессой ещё цветочки. Но довести дело до конца надо уметь, а жизнь дальше рассудит, что хорошо и что плохо. По любому, действие лучше, чем бездействие.
В новой версии НК есть хорошие идеи и очевидно плохие. В принципе, ожидаемо и не страшно, по ходу можно подправить неудачные вещи. Надо понимать, что итоговый документ – результат трудных компромиссов. Вроде все понимают, что денег в бюджет надо бы собрать больше, но никто не хочет начинать первым больше платить.
Обсуждать можно много и долго, но остановлюсь только на главном достижении этого шага и о, на мой взгляд, паре упущений стратегического характера.
У налоговой политики в стране, как известно, есть две задачи – фискальная и экономическая. Первая, понятная и простая, собрать нужную для финансирования обязательств государства сумму в бюджет. А обязательств у государства перед народом много: обеспечить безопасность границ и внутри страны; обеспечить медицинское обслуживание; образование и дороги; культуру, науку и спорт; стабильность национальной валюты и многое другое. И на всё это нужны деньги, которых не хватает.
И поскольку денег всегда не хватает, на помощь приходит наука – экономика, которая помогает как-то использовать ограниченные ресурсы с максимальной долгосрочной эффективностью. И тут надо выделить два ключевых аспекта в плане налогов.
1. Собирание налогов должно прежде всего исходить из принципа равенства. Изымание денег у людей и компаний должно быть максимально равным, нейтральным, чтобы не нарушать законы конкуренции и рынка. В этом плане НДС сравнительно бесцветный налог, в конечном счёте каждый потребитель в цене товара его оплачивает.
2. Но этому принципу противоречит стремление государства проводить целенаправленную экономическую политику, и введение разного рода льгот и специальных режимов для разных секторов и игроков рынка. И тут принцип равенства после бесчисленных исключений начинает размываться или вообще исчезать.
Однако, как говорится, – что есть, то есть. Избежать этой каши не получается, стараемся, чтобы её было поменьше.
Главное достижение новой налоговой политики, пожалуй, как ни странно звучит – в повышении налоговой нагрузки. И, опять же, парадокс в том, что это во благо большинства населения. Абсолютное большинство людей у нас больше получают прямо или косвенно от бюджета, чем вносят в него. Для них укрепление госбюджета и рост его возможностей приближает социальную справедливость, которая осуществляется через перераспределение национального дохода через фискальные рычаги.
Другая, может, ещё более важная часть «крепкого» бюджета – снижение инфляционного давления от дефицита бюджета. Не вдаваясь в детали, просто повторю истину из теории – сбалансированный бюджет помогает борьбе с ростом инфляции. Государство живёт по собственным реальным средствам, а не вбрасыванием в экономику денег из других источников.
Безусловно, приятного в повышении налогов мало, но тут уже ничего не попишешь. НДС вырастет до 16%, и мы пока не привыкнем, почувствуем скачок цен. Для тех, кто много зарабатывает, ИПН вырастет до 15%. МСБ сможет пользоваться льготным режимом налогообложения в значительно ужатом виде.
Какие большие упущения, скорее всего, не пройдут испытание временем?
— кодекс остался детальным кодексом. Много лет назад был сделан переход от уровня закона на уровень кодекса. Менять его очень сложно, и всё подряд подняли на самый верхний уровень. Любая мелкая ошибка, требующая исправления, застревает надолго. Было бы здорово в рамках этой реформы оставить в кодексе общие принципы и вывести «повседневщину» в виде ставок и порядка администрирования в более лёгкие законы и подзаконные акты и НПА.
— появились «целевые» ставки для налогообложения одних и тех же субъектов. Например, для банков ввели 25% налог на прибыль, что уже ошибка. Банки это мотор финансирования, мы же решили их поджать. При этом крупную прибыль получают только крупные банки, остальные так себе. Но ещё более абсурдное положение, что если банк получил прибыль от кредитования «реального» сектора, то с неё можно платить по-старому 20%, а от других кредитов 25.
Я не знаю, кто это придумал, но мне кажется, эти специалисты никогда не готовили отчет о прибыли компании. Никто и никогда не может определить, какая часть прибыли откуда взялась. У банка того же есть огромная часть расходов в виде общих административных. Безопасность, реклама, казначейство и прочее – кто может сказать от каких доходов в какой пропорции отнимать эти расходы? В управленческой отчётности иногда всякие разные «раздельные» учёты применяются, и они достаточно субъективны. Но здесь «открытое поле» для споров и конфликтов с налоговой. Банки должны теперь придумать два отчета о прибылях, под 20 и под 25%. Стоит ли овчинка выделки?
– остались всякие надуманные цифры в виде барьеров. До 40 млн тенге — ты МСБ, а свыше – уже нет. Почему 40 или 50. Непонятно. У сервиса, например, 40 млн выручки, может, почти полностью – доход. А у торговли 80% этой суммы просто стоимость товара, который купили, и только 20% наценка, то есть условный доход до вычетов.
Про дробление бизнеса талдычили полгода, и так и непонятно, как его определять. Споры с налоговой упростить и сделать объективными, в открытом суде с прецедентами – ничего не решили. Что можно и чего нельзя без официального запроса получать от банков – жду ответа. Судя по отдельным заявлениям, такое впечатление, что банковская тайна отменена.
В общем и целом жить по-старому уже было нельзя. Ненефтяной дефицит бюджета под 8%, сокращаемый до 3% за счёт изъятий из Нацфонда, привёл бы нас к краху финансов уже через несколько лет. Инфляцию с таким бюджетом мы точно не одолеем, а она бьёт по всем, и особенно по более бедным слоям населения. Как мы будем жить с новым НК — неясно, но уже сейчас надо работать над его улучшением, оптимизация НК должна идти на ежегодной основе.
Источник: страница Алмаса Чукина в Facebook. Публикуется с разрешения автора.
ДЕЛИТЕСЬ СВОИМ МНЕНИЕМ И ОБСУЖДАЙТЕ СТАТЬЮ НА НАШЕМ КАНАЛЕ В TELEGRAM!
Реклама
16.07.2025,
10:24
20.07.2025,
09:00
16.07.2025,
09:00
15.07.2025,
20:11
15.07.2025,
13:52
Реклама
Реклама