Почти детективная история со школьными столовыми Петропавловска рассматривается в суде

Қайтейік енді

10.07.2025,

  в 17:52

866

Предприниматели, попавшие в непростую ситуацию, хотят понять: cui prodest?

Елена Чернышова (c) shapalaq.kz.

Ответа на этот вопрос ищут пять предпринимателей, которые рассказали, что началась вся эта история в 2019 году, когда в Петропавловске внедряли проект государственно-частного партнёрства (ГЧП) на базе школьных столовых. Смысл заключался в том, чтобы бизнес принял на пять лет столовые в доверительное управление, провёл там ремонт и модернизацию. А возмещением этих трат стал бы доход от оказания услуг питания и плата из местного бюджета за питание детей из малообеспеченных семей.

— По договору ИП, которые выиграли конкурс, должны были провести ремонт и модернизацию сразу, в течение первого года, — рассказала Ольга УСОЛЬЦЕВА, представитель ТОО “Дастархан”. — Все мы так и сделали. Сумма вложений определялась выведенной управлением образования формулой и зависела от количества учащихся в школе: чем больше детей, тем больше сумма. Надо сказать, что индивидуальные предприниматели вложили даже сверх того, что оговаривалось в договорах.

Так, по словам ИП Елены ЩЕЛКУНОВОЙ (школа № 10), вместо четырёх миллионов она вложила 4,6 млн тенге. Другая предпринимательница в столовую школы № 8 вложила 6,5 млн тенге, хотя выиграла конкурс, предложив шесть миллионов. В итоге она заменила в столовой двери, потолок, сделала ремонт в кухне, купила новую мебель для обеденного зала. Инвестиции других предпринимателей в обновление столовых и покупку оборудования также оказались больше, чем предполагалось.

Словом, ИП и ТОО выполнили все свои обязательства, однако вместо предусмотренных пяти лет реально занимались кормлением школьников только три с половиной года: 18 месяцев вынужденно простаивали из-за пандемии. На это обстоятельство никто внимания не обратил. Предприниматели также с этим смирились, рассчитывая на пролонгацию договоров, о чём уведомили управление образования СКО за год до окончания пятилетнего срока.

Прошлой осенью состоялось заседание конкурсной комиссии, которая приняла решение о продлении срока действия договоров государственно-частного партнёрства путём заключения дополнительных соглашений. Но сумма инвестиций в дополнительных соглашениях оказалась заметно выше, чем в самих договорах. Например, в одном из случаев она выросла с четырёх до семи миллионов тенге, причём как она была выведена на этот раз – предпринимателям не разъяснили.

— У меня изначально сумма вложений была 4 700 000 тенге, потом стала восемь миллионов, сообщила одна из предпринимательниц. — Но мне начали говорить, что и этого мало. Дескать, адекватным вложением в столовую было бы 20 миллионов тенге. Такое было ощущение, что нас путают с подрядчиками и как будто не понимают, что зарабатываем мы совсем не столько, как чиновникам видится из своих кабинетов. Не понимают, что помимо инвестиций в ремонт и оборудование нам надо за свой счёт покупать посуду, инвентарь, повышать квалификацию сотрудников. Расчёты были непонятными. Причём в ходе переговоров, когда, казалось бы, с суммой определились, нам сказали, что всё надо переделать, поскольку начальство не любит круглых цифр. Скажем, если было указано 5 млн – надо переделать на 5 млн 170 тыс. тенге. С подписанием “допиков” вообще была долгая история.

По словам моих собеседниц, подписание этих документов пришлось буквально добиваться, обращаясь во всевозможные инстанции – включая Антикор, прокуратуру, Палату предпринимателей. В конце концов, до 30 декабря 2024 года все дополнительные соглашения были подписаны. Предприниматели продолжили работу в том же духе, ничуть не сомневаясь, что все документы оформлены по правилам. Но оказалось, что по столовым семи из 32 школ Петропавловска дополнительные соглашения фактически не имеют законной силы, так как чиновники почему-то… не отдали их на регистрацию в казначейство.

Попытки добиться этого “мирным путём” положительных результатов не дали. В итоге ИП Елена ЩЕЛКУНОВА, ИП Светлана ВОЛКОВА, ИП Людмила РЕДЬКИНА, ИП Лаззат КОПОБАЕВА, ТОО “Дастархан” обратились в специализированный межрайонный экономический суд Северо-Казахстанской области с требованием “признать действительными и подлежащими регистрации на основании судебного решения дополнительные соглашения к договорам государственно-частного партнёрства “О передаче имущества школьной столовой в доверительное управление для модернизации и эксплуатации””.

Это не первая попытка предпринимателей обратиться за разрешением спора в суд. Ранее управление образования выражало готовность пойти на мировую, указывая, что документы перед регистрацией направлялись в управление финансов, но их, дескать, завернули. Поэтому сейчас иск несколько изменён: увеличено число ответчиков – иск предъявлен управлениям образования СКО и финансов СКО, а также департаменту казначейства области с требованием выполнить возложенные на них функции по регистрации дополнительных соглашений.

Истцы не могут понять, почему со всеми другими предпринимателями дополнительные соглашения к договорам ГЧП подписали и зарегистрировали, а такая “закавыка” случилась именно с ними? Почему столь разное отношение к предпринимателям? Кому выгодна эта ситуация?

Им самим – нет, так как договор позволяет спокойно работать в одном месте на протяжении длительного срока – в модернизированных и отремонтированных ими же столовых. Школам – нет, так как они заинтересованы в таких вложениях и длительном сотрудничестве с бизнесом. Государству – нет, поскольку у него в данном случае вообще нет никаких финансовых обязательств, зато есть возможность за счёт бизнеса решить вопросы организации школьного питания.

— Действительно, этот договор не предусматривает обязательств со стороны государства, — подчеркнула адвокат Елена ИГНАТЕНКО. — Государство не платит деньгами, частные партнёры организуют питание в школах и за это получают оплату из бюджета в счёт возмещения инвестиций. Поскольку договоры ГЧП без государственных обязательств, то регистрация дополнительных соглашений к ним на исполнение бюджета вообще никак не повлияет. Она просто узаконивает выплаты, которые уже происходят на деле по договорам на питание, заключённым на основании договоров ГЧП и дополнительных соглашений к ним.

Школьники и их родители, по всей видимости, также довольны сложившейся практикой. По крайней мере, никаких жалоб с их стороны не зафиксировано. Так кто же выигрывает от создавшейся ситуации? Кому выгодно, что семь самых крупных городских школ после новогодних праздников могут остаться без питания?

Предприниматели говорят, что, если тяжба разрешится не в их пользу, они уйдут, разумеется, забрав с собой из столовых всё приобретённое ранее оборудование и подав в суд на возмещение понесённых затрат. Да, управление может провести новый конкурс, но его победители будут заниматься только питанием. Тогда снова встанет вопрос: а почему представителям власти это предпочтительнее, чем проект ГЧП с миллионными вложениями со стороны бизнеса? Логика и здравый смысл подсказывают, что последний вариант однозначно лучше.

Но вместо того чтобы дать возможность проверенным предпринимателям – инвесторам – использовать время летних каникул для дальнейшего ремонта и обновления столовых, покупки оборудования, чиновники вынуждают их тратить драгоценное время на походы в суд.

Фото школьных столовых из архива предпринимателей.