Как в отделе ЖКХ акимата Петропавловска проделывали махинации с жильём

Қайтейік енді

15.07.2025,

  в 18:56

800

Из государственного жилищного фонда было выведено шесть квартир общей стоимостью около 93 миллионов тенге

На скамье подсудимых Петропавловского городского суда оказались три человека, из которых двое – бывшие сотрудники отдела ЖКХ городского акимата. Это Артём КОШЕЛЬКОВ, который был назначен в 2020 году главным специалистом сектора по учёту и распределению коммунального и ипотечного жилья отдела ЖКХ, одновременно исполняя обязанности секретаря жилищной комиссии, а также Акылбек ДЖАМБУЛОВ, принятый в 2022 году на должность методиста сектора по учёту и распределению коммунального и ипотечного жилья. Компанию им составил Куаныш ТАЖИБАЕВ, имевший опыт работы в Центре социальной адаптации.

Бывшим сотрудникам ЖКХ было предъявлено обвинение в неоднократном совершении мошенничества с использованием служебного положения, в группе лиц по предварительному сговору, в крупном и особо крупном размере. Судом установлено, что в период с марта 2022 года по ноябрь 2023 года Кошельков – сначала один, а затем вместе с пособником преступления Тажибаевым, а по двум эпизодам – при соучастии Джамбулова – подделав выписки жилищной комиссии и договоры приватизации, вывели из государственного жилищного фонда 6 квартир общей стоимостью 92 772 679 тенге, которые реализовали третьим лицам.

В орбиту бурной деятельности тех, кто проворачивал махинации с жильём, попали разные люди: медицинские работники, постояльцы Центра социальной адаптации, старики, инвалиды. Например, весной 2022 года Кошельков, исполняя протокольное решение жилищной комиссии, произвёл переселение двух человек из квартиры, которая являлась служебным жильём для специалистов санитарно-эпидемиологической станции Петропавловска и лиц из социально уязвимых слоёв населения. Занимаясь этим вопросом, он узнал, что в этой же служебной квартире проживает женщина, которая в тот момент находилась на стационарном лечении в медцентре Астаны в связи с онкологическим заболеванием.

«Кошельков вступил в преступный сговор с неустановленным в ходе следствия лицом, с которым разработали преступный план хищения имущества из государственного жилищного фонда (ГЖФ) с целью материального обогащения», — сказано в приговоре.

Тот самый неустановленный гражданин познакомился с государственным служащим, состоявшим в очереди на получение жилья под номером 3133, предложил ему помощь в быстром решении квартирного вопроса за вознаграждение и получил согласие. Чтобы провернуть это дело, Кошельков в своём служебном кабинете составил фиктивную выписку из протокола жилищной комиссии от 11 марта 2022 года о предоставлении этому госслужащему права приватизации в личную собственность данной четырёхкомнатной квартиры путём выкупа по остаточной стоимости в размере 1 352 823,7 тенге и договор приватизации указанной квартиры. В выписке Кошельков также указал недостоверные сведения о проживании мужчины с семьёй.

«Впоследствии он путём обмана и злоупотребления доверием подписал выписку из протокола жилищной комиссии и договор о приватизации у находящегося в неведении о его преступных намерениях исполняющего обязанности руководителя отдела ЖКХ МАКЕНОВА, — указано в приговоре. — Придавая подлинность фиктивным документам, злоупотребляя доверием специалистов финансово-экономического сектора отдела ЖКХ, которые, удостоверившись в наличии подписи руководителей, проставили оттиск гербовой печати».

Единственным препятствием – вещи не выселенной по закону женщины, страдающей онкологическим заболеванием – Кошельков просто вынес на лестничную площадку. В итоге госслужащий получил ключи и приватизировал эту квартиру, оплатив остаточную сумму в размере 1,3 млн тенге. А через какое-то время продал жильё за 15 млн тенге.

«Из полученных от реализации квартиры денег передал неустановленному в ходе следствия лицу вознаграждение для передачи Кошелькову, — говорится в приговоре. — Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость такой четырёхкомнатной квартиры составляет 17 378 229 тенге. В результате совместных преступных действий Кошелькова и неустановленного в ходе следствия лица государству в лице КГУ «Аппарат акима города Петропавловска» причинён материальный ущерб в размере 17 378 229 тенге, что является особо крупным размером».

Примечательно, что, согласно выводам следствия, Кошельков продолжал действовать по той же схеме, уже будучи уволенным в июне 2022 года.

«Кошельков вступил в преступный сговор с пособником совершения преступления, ранее знакомым Тажибаевым, с которым они разработали преступный план хищения квартиры из ГЖФ, — указано в приговоре. — Тажибаев привлёк не посвящённых в преступный замысел супругов Аксеновых, арендовавших у него дом. Кошельков, имея доверительные отношения с бывшим коллегой Джамбуловым, 13 июня 2022 года, используя опыт работы в качестве секретаря жилищной комиссии, из корыстных побуждений в служебном кабинете Джамбулова составил фиктивную выписку из протокола жилищной комиссии о предоставлении Аксеновой права приватизации в личную собственность двухкомнатной квартиры путём выкупа по остаточной стоимости в размере 2 492 731 тенге и договор приватизации от имени руководителя отдела ЖКХ АКЖИГИТОВА».

Введённая в заблуждение Аксенова при личном участии Тажибаева зарегистрировала право собственности на недвижимость. Позже её убедили продать квартиру, а покупателем стал родственник Тажибаева. Осенью 2023 года квартира была снова продана Тажибаевым по доверенности от владельца за 12,5 млн тенге.

«Вырученной суммой Тажибаев и Кошельков распорядились по своему усмотрению, — сказано в приговоре. — Согласно заключению эксперта, рыночная стоимость двухкомнатной квартиры составляет 18 352 049 тенге. Государству причинён материальный ущерб в особо крупном размере».

А тем временем, как сообщили в суде, методист Джамбулов «путём обмана, предоставляя банковские реквизиты матери для перечисления, похитил денежные средства потерпевших, которые они направляли в оплату за приватизированное жильё».

Например, в декабре 2022 года решением жилищной комиссии горожанину КОШКИНУ разрешили приватизировать трёхкомнатную квартиру путём выкупа по остаточной стоимости в размере 7 686 317 тенге. После регистрации права собственности на квартиру мужчина обратился в отдел ЖКХ к Джамбулову для предоставления специального счёта для оплаты остаточной стоимости. Вместо этого Джамбулов подсунул человеку реквизиты банковского счёта на имя своей матери. Ничего не подозревавший Кошкин перевёл часть суммы двумя траншами – в общей сложности 3 млн тенге.

Таких эпизодов было несколько, и вину по фактам хищения денег у граждан, оплачивающих остаточную стоимость жилья, Джамбулов признал. А вот по другим случаям от данных во время следствия показаний отказался, заявив, что на него оказывали давление и угрожали. Тажибаев вину в пособничестве мошенничеству и по всем другим обвинениям не признал. Такую же позицию занял Кошельков, по словам которого, единственная его ошибка – проживание некоторое время в служебной квартире, которую он освободил после увольнения. Подсудимый настаивал, что никакого отношения к описанным в деле событиям не имеет. Просил оправдать его по всем эпизодам.

Прокурор, поддержав обвинение, просил назначить каждому из подсудимых наказание в виде лишения свободы. Суд пришёл к выводу, что, несмотря на непризнание вины, совершение подсудимыми преступлений доказано показаниями потерпевших, заключением экспертов, результатами следственно-оперативных действий, письменными материалами дела.

— Санкция ст. 190 ч. 4 п. 2 предусматривает безальтернативное наказание в виде лишения свободы от 5 до 10 лет с конфискацией имущества, с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 10 лет либо без такового, — огласил судья Алмас ЖУМАГАЗИН.

Суд признал обстоятельствами, смягчающими уголовную ответственность и наказание подсудимых Тажибаева и Джамбулова, наличие у них малолетних детей. В итоге Кошельков получил наказание в виде лишения свободы сроком на 6 лет 8 месяцев, Джамбулов и Тажибаев – по 6,5 лет с отбыванием наказания в учреждении УИС средней безопасности. Осуждённые, на основании статьи 50 части 3 УК, лишены права заниматься деятельностью, связанной с материальной ответственностью, а также быть учредителями и занимать руководящие должности в коммерческих и некоммерческих организациях сроком на 7 лет. Приговор вступил в законную силу, апелляционная инстанция оставила его без изменения.

К слову, городской суд вынес частное постановление, в котором говорится, что в ходе процесса адвокат-защитник обратил внимание на наличие признаков халатности в действиях бывшего начальника отдела ЖКХ Акжигитова, а также и.о. начальника отдела ЖКХ Макенова, которые, не проверив законность, поставили свои подписи на выписках протоколов жилищной комиссии при отсутствии самих протоколов и договоров приватизации, а также подтверждения проживания граждан в жилище. В дальнейшем указанные действия Акжигитова и Макенова повлекли причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан и организаций.

«Довести до сведения прокурора Северо-Казахстанской области об указанных фактах для дачи правовой оценки действиям и.о. руководителя отдела ЖКХ Макенова А.И. и бывшего руководителя отдела ЖКХ Акжигитова С.С.», — указано в частном постановлении, которое, как сообщили в областном суде, не обжаловалось.

Фото: из открытых источников.